Артемовский муниципальный фонд
поддержки малого предпринимательства

joomla templates top joomla templates template joomla

Реорганизация и ликвидация бизнеса

Реорганизация и ликвидация бизнеса

 

Реорганизация общества с ограниченной ответственностью осуществляется согласно положениям действующего законодательства российской федерации.

Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке изложенном в ст. 51-56  в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования и считается реорганизованным (кроме формы присоединения) с момента государственной регистрации реорганизованных юридических лиц.

При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного общества.

Общество обязано письменно уведомить о реорганизации с даты принятия решения всех известных ему кредиторов и опубликовать информацию в "Вестнике государственной регистрации" сообщение о принятом решении. В этом случае кредиторы вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков в течение 30 дней после письменного извещения или публикации.

Упомянутые уведомления предоставляются при государственной регистрации обществ созданных в результате реорганизации.

При реорганизации общества в форме слияния необходимы: решение собрания участников каждого общества, договор о слиянии, который должен быть утвержден участниками. Кроме того утверждаются устав нового общества и передаточные акты.

Аналогичные требования при присоединении общества, касающиеся договора о присоединении и передаточного акта.

В устав вносятся необходимые изменения.

При разделении общества на основании решения о разделении утверждается разделительный баланс. Устав и учредительный договор утверждается решением участников новых обществ. Это же собрание осуществляется выбор органов управления.

При выделении из общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом.

Преобразование общества в акционерное общество, обществ с дополнительной ответственностью или производственный кооператив происходит на основании решения общего собрания участников, в котором также указывается порядок обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью или паи членов производственного кооператива, а также утверждается передаточный акт. При преобразовании общества и вновь созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.

 

Общество может быть ликвидировано в добровольном порядке установленным ст. 32  по единогласному решению его участников либо реорганизовано в акционерное общество или кооператив, либо по решению суда.

Ст. 61  прямо предусматривает следующие основания ликвидации юридического лица по решению его участников: а) истечение срока, на который создано юридическое лицо; б) достижение цели, ради которой оно создавалось. Данные основания ликвидации юридического лица по решению участников изложены в открытом перечне, что предполагает возможность такой добровольной ликвидации и по иным основаниям, которые могут определяться как усмотрением участников, так и указаниям действующего законодательства Российской Федерации. Например, согласно п. 3 ст. 20, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного  на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации. При невыполнении обществом этого требования оно может быть ликвидировано уже в принудительном порядке - по решению суда на основании иска, заявленного органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, либо иного государственного органа или органа местного самоуправления.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей правопреемства к другим лицам, (п. 1 ст. 57), то есть перехода прав и обязанностей ликвидированного общества к другим субъектам. Поэтому при ликвидации общество с ограниченной ответственностью прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника гражданского оборота. Одновременно прекращаются принадлежавшие ему права, а также обязанности, не исполненные до или в процессе ликвидации. Добровольная ликвидация общества с ограниченной ответственностью возможна по решению его участников, которое должно быть принято единогласно (ст. 92) на общем собрании участников общества (ст. 33). Необходимо обратить внимание на то, что правила о ликвидации обществ с ограниченной ответственностью, установленные в ст.ст. 57 и 58, применяются только при ликвидации действующих обществ.

Общее собрание участников общества единогласно ст. 92, ст. 33  принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, которая от имени ликвидируемого общества выступает в суде ст. 57, которое оформляется протоколом собрания участников (решением единственного участника).

Назначение ликвидационной комиссии предполагает утверждение ее персонального состава на общем собрании участников общества. В соответствии со ст. 62  участники общества или орган, принявший решение о ликвидации общества (общее собрание участников), обязаны в трехдневный срок сообщить о принятых решениях органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц со дня принятия оформления протокола собрания участников. Нарушение этого срока является основанием привлечения учредителей общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25, в виде предупреждения или административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Указанное сообщение (уведомление) должно быть направлено в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества в письменной форме с приложением решения о ликвидации общества. Обратим внимание, что уведомление не может быть составлено произвольно. Форма Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица". Приложение N 8 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. На основании уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица, представленного в регистрирующий орган, в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о принятии в отношении этого юридического лица решения о ликвидации, и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и выписка из названного реестра. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Согласования с регистрирующим органом состава ликвидационной комиссии не требуется.

С момента внесения в государственный реестр записи о том, что общество находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в его учредительные документы, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное общество, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации п. 2 ст. 20.

Объявление о ликвидации общества с ограниченной ответственностью должно быть помещено в печатном издании, публикующем сведения о государственной регистрации юридических лиц "Вестник государственных регистраций", а не в рекламной газете, как это иногда имеет место на практике и не должно рассматриваться как выполнение требований  об обязательной публикации сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия вправе уведомить регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 22).Следующий этап ликвидации общества с ограниченной ответственностью заключается в совершении ликвидационной комиссией действий по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Основанием для выявления кредиторов и дебиторов общества служат первичные и иные документы бухгалтерского учета, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и внешнего аудитора общества, акты проверок налоговых и иных органов, другие документы общества. Ликвидационная комиссия обязана в письменной форме уведомить каждого кредитора о ликвидации общества и сообщить срок для предъявления кредиторами имущественных требований. Здесь нужно иметь в виду, что объявление о ликвидации общества, о котором говорилось выше, не заменяет собой письменного уведомления каждого кредитора общества персонально. Ликвидационная комиссия должна располагать документами, подтверждающими факт персонального письменного уведомления каждого кредитора о ликвидации данного общества и сроках для предъявления требований кредиторами.

Общему собранию участников общества еще предстоит утвердить промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63), окончательный ликвидационный баланс общества (п. 5 ст. 63). Иными словами, функции органов общества, реализация которых необходима при проведении ликвидационных процедур, продолжают осуществляться. Поэтому полномочия ликвидационной комиссии - это не все управленческие полномочия, реализуемые органами общества с ограниченной ответственностью, а лишь те, которые призваны обеспечить сохранность имущества общества и управление им в процессе ликвидации и (или) в связи с ней, а также полномочия ликвидационной комиссии, прямо предусмотренные, и уставом соответствующего общества.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется не ранее чем через два месяца с даты опубликования сообщения (объявления) о ликвидации. Обязанность составления промежуточного ликвидационного баланса возлагается на ликвидационную комиссию. Промежуточный ликвидационный баланс должен обязательно содержать сведения, указанные в п. 2 ст. 63. Особое значение имеет отражение в нем результатов рассмотрения ликвидационной комиссией требований кредиторов. Здесь нужно иметь в виду, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии, но только до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса общества с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 64). Если кредитор не обращался с иском в суд, несмотря на отказ ликвидационной комиссии удовлетворить его требования, или суд отказал в их удовлетворении, то такие требования считаются погашенными (п. 6 ст. 64). Действующее законодательство не содержит требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса. Поэтому следует считать достаточным составление данного документа в простой письменной форме. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества в силу пп. 12 п. 2 ст. 33, где говорится об утверждении ликвидационных балансов (промежуточного и окончательного). Утверждение промежуточного ликвидационного баланса общим собранием участников общества является окончательным. Пункт 3 ст. 20  предусматривает необходимость уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Такое уведомление осуществляется по форме Р15003. На основании указанного уведомления регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает (направляет) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и выписку из реестра. После внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий орган направляет промежуточный ликвидационный баланс в отдел взыскания задолженности, отдел выездных проверок, отдел камеральных проверок, юридический отдел для проведения контрольных мероприятий (п. 3 ст. 63), обязывает ликвидационную комиссию при недостаточности денежных средств обратить в деньги иное имущество (например, основные средства, товарные запасы, сырье, материалы и тому подобное) для расчетов с кредиторами. В случае, если после продажи имущества общества с публичных торгов средства, достаточные для расчетов с кредиторами, не будут получены, должны применяться правила пп. 2 п. 4 ст. 61. Такое общество может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65  для компаний-банкротов. Для расчетов с кредиторами используются главным образом денежные средства. Но в то же время законодательство не устанавливает прямых запретов на удовлетворение требований кредиторов не деньгами, а иным имуществом, если, например, соответствующий кредитор дает на это свое согласие. Пункт 4 ст. 63  предусматривает правило о том, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Приоритет имеют кредиторы первой и второй очереди, поскольку расчеты с ними начинают производиться уже со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Согласно действующей редакции п. 1 ст. 64  требования кредиторов при ликвидации юридического лица удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения предыдущей очереди.

Ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью является его окончательным балансом, как бы подводящим итоги ликвидации общества и завершающим его расчеты с кредиторами. Он составляется ликвидационной комиссией лишь после завершения расчетов с кредиторами и проведения инвентаризации оставшегося имущества и может быть утвержден только общим собранием участников общества. Законодательство не содержит перечень обязательных сведений, которые надлежит указывать в ликвидационном балансе. Однако анализ ст. 63  показывает, что в нем должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме. Ликвидационная комиссия уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица). После завершения процесса ликвидации в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 21. Такими документами являются:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

- ликвидационный баланс;

- документ об уплате государственной пошлины;

- форма Р16001.

При ликвидации общества в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Названные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией общества осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9. Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией представляется в регистрирующий орган ликвидационной комиссией (ликвидатором). При принятии документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица регистрирующий орган не вправе требовать представления каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Государственная регистрация при ликвидации общества должна осуществляться в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Общим для завершения ликвидации всех юридических лиц является правило, установленное в п. 8 ст. 63. С момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации соответствующего юридического лица общество с ограниченной ответственностью прекращает свое существование в качестве субъекта гражданского права.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале (ст. 58).

Контактная информация

Телефон: +7 (34363) 2-13-60
Факс: +7 (34363) 2-17-73
E-mail: fond-art@list.ru

Наш адрес

Свердловская область, г. Артемовский, ул. Гагарина,
дом 8, 3 этаж,
индекс: 623780

Часы работы

Пн-Пт:с 8:30 до 17:00
Сб: выходной
Вс: выходной